|

Медиатор в школе | как организовать школьную медиацию

Необходимость в школьном медиаторе Министерство образования осознало давно. Федеральный закон № 193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» был принят еще в 2010 году. С введением новых ФГОС об этих специалистах заговорили вновь. В статье разберем, кто такой медиатор, чем он должен заниматься в школе и все больше и больше школ привлекают таких специалистов в штат.

Медиатор в школе | как организовать школьную медиацию

Говоря о медиации в школе нельзя углубиться в тему без понимания кто же такой медиатор. В обобщенном плане под медиатором понимают индивида или группу людей, которые выступают в качестве третьей незаинтересованной стороны конфликта. Они помогают выйти из образовавшегося спора с минимальными потерями и сохранить благоприятную атмосферу в коллективе.

Развитая система медиации в школе позволяет учреждению идти в ногу со временем и решать возникающие трудности с помощью современных проверенных и действенных средств и специалистов. К тому же, наличие медиатора в образовательной организации позволяет получить и ряд других преимуществ, например:

➡️ Оздоровить психоэмоциональную обстановку в школе;

➡️ Снизить общее количество спорных ситуаций в коллективе, в том числе их конкретную напряженность;

➡️ Улучшить эффективность работы, направленной на профилактику и коррекцию асоциального поведения среди учащихся;

➡️ Снизить частоту правонарушений, совершаемых детьми;

➡️ Оптимизировать коммуникацию с профилактирующими государственными органами с целью минимизации безнадзорности и нарушений несовершеннолетних;

➡️ Организовать открытость деятельности образовательного учреждения в сфере защиты прав и интересов детей;

➡️ Повысить квалификацию сотрудников в области межличностной коммуникации.

На основе каких правовых норм предусмотрена служба школьной медиации в образовательной организации?

Правовой основой такого процесса выступают следующие нормативно-правовые акты:

⚖️ Конституция РФ.

⚖️ Семейный кодекс Российской Федерации.

⚖️ Гражданский кодекс РФ.

⚖️ Конвенция о правах ребенка.

⚖️ Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

⚖️ Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге.

⚖️ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

⚖️ Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Понятие «школьной медиации»

Опираясь на Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» можно утверждать, что школьная медиация приходит на смену другим способам разрешения споров, а ответственность возлагается на третье лицо, которое и разрешает конфликт.

Кроме того, процедура медиации выступает не только как эффективный способ разрешения конфликтных ситуаций, но и профилактики возможных споров.

Медиативный подход основывается на общепринятых принципах медиации, в основе которых лежит владение навыками позитивного осознанного общения. Именно они предотвращают или результативно разрешают существующие споры.

Служба школьной медиации создается в образовательной организации из работников этого учреждения, учеников и их родителей. Все они должны пройти специальную подготовку по основам метода школьной медиации и подхода в целом.

Также важную роль в организации медиации играет вовлечение семьи школьников. При должной подготовке они тоже смогут оказывать своевременную помощь не дожидаясь ее со стороны.

Другими словами, взаимодействие школы и членов семьи позволяет воспринимать друг друга как партнеров и работать на достижение общей цели – благополучие наших детей.

Цели и задачи школьного медиатора

Основополагающей целью службы школьной медиации выступает в формировании гуманного, благополучного и безопасного пространства для развития подрастающего поколения. Достижению этой цели помогает решение задач:

📌 введение новых форм, методов и технологий, в том числе досудебного и судебного сопровождения лиц не достигших 18 лет, переступивших закон, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;

📌 повышение эффективности психологической, социальной и юридической помощи, оказываемой детям, относящимся к группам риска, существующими органами и организациями по работе с детьми;

📌 повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций;

📌 Обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, создание условий для привлечения внимания общественности к решению стоящих в этой сфере проблем.

Для организации школьной службы медиации необходимо:

📚 информировать работников, обучающихся и их родителей о службе школьной медиации;

📚 внедрить систему мотивации работников образовательной организации, обучающихся и их родителей к участию в деятельности службы школьной медиации и применению метода «Школьная медиация»;

📚 обучить сотрудников организации, обучающихся и их родителей (законных представителей) методу «Школьная медиация»;

📚 установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования;

Необходимые ключевые мероприятия | этапы:

1️⃣ Проведение информационных просветительских мероприятий по вопросам школьной медиации

  • Ознакомительный семинар для всех педагогических работников образовательной организации;
  • Ознакомительный семинар по школьной медиации для руководителя образовательной организации, его заместителей, психолога, социального педагога и 3-4 преподавателей;
  • Информационное просветительское мероприятие для родителей и обучающихся образовательной организации.

На первом этапе создания службы школьной медиации в образовательной организации формируется инициативная группа работников этой организации, а также родителей обучающихся, готовых принимать активное участие в работе службы школьной медиации.

2️⃣ Обучение

  • Обучение руководителя службы школьной медиации и ее будущих специалистов – школьных медиаторов по программе «Школьная медиация»;
  • Проведение цикла семинаров-тренингов для родителей, проявивших интерес к работе создаваемой службы школьной медиации с привлечением сотрудников образовательной организации, прошедших обучение по той же программе, что и специалистов школы;

3️⃣ Формирование службы школьной медиации в образовательной организации

  • Рассмотрение вопроса о создании службы школьной медиации и ее дальнейшей деятельности советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным собранием, попечительским советом и другими;
  • Утверждение Положения о службе школьной медиации;
  • Решение организационных вопросов деятельности службы школьной медиации.

4️⃣ Взаимодействие службы школьной медиации со всеми структурными подразделениями образовательной организации, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, дополнительного образования и др.

5️⃣ Апробация практической работы службы школьной медиации и последующая первичная оценка эффективности деятельности службы

6️⃣ Обучение методу школьной медиации обучающихся и формирование «групп равных»

  • Формирование «групп равных» из учащихся образовательной организации в двух возрастных группах: 5 – 8 классы и 9 – 11 классы;
  • Реализация программ обучения детей в «группах равных».

Все вышесказанное может служить основой для разработки и внедрения системы медиаторства в образовательном учреждении. Наш Центр всегда готов помочь по любым вопросам, касающимся функционирования образовательного учреждения.

Вопросы можно оставить в комментариях или личных сообщениях сообщества.

📕 Получить Удостоверение о повышении квалификации — https://ecentr-kons.ru/obrazovanie/povyshenie-kvalifikaczii/;

📕 Получить Диплом о профессиональной переподготовке – https://ecentr-kons.ru/obrazovanie/professionalnaya-perepodgotovka/;

📕 Оформить образовательную лицензию — https://ecentr-kons.ru/liczenzirovanie/obrazovatelnaya-liczenziya/.

Похожие записи