|

Буллинг в школах | как поступить учителю

Всемирная организация здравоохранения огласила результаты своего исследования, по результатам которого в России буллингу в школах подвергаются свыше 23% девочек и 27% мальчиков в возрасте до 11 лет. В статье разберемся, что такое буллинг, как распознать жертву и актора насилия и как поступить в этой ситуации учителю. Читайте до конца и оставляйте свое мнение в комментариях.

Буллинг в школах | как поступить учителю, изображение №1

Итак, буллинг — это поведение, окрашенное высокой долей агрессии, при котором один человек или группа людей неоднократно нападают, преследуют другого члена коллектива, неспособного дать отпор. Буллинг отличается от конфликта тем, что при последнем силы сторон примерно равны. Главной целью буллеров выступает подчинение себе другого человека через прямое или психологическое насилие над личностью.

Как распознать травлю

Травля имеет два основных проявления: вербальное и физическое:

  • На вербальном уровне – это оскорбления, обидные комментарии, токсичные прозвища, постоянная негативная оценка жертвы и результатов ее деятельности.
  • На физическом уровне – это толчки, выталкивания из классов, удары, удерживание силой, кидание каких-либо предметов и пд.

Чтобы распознать буллинг, обратите внимание на следующие признаки:

  • Неравенство в силе агрессора и жертвы (верховенство одного над другим);
  • Неоднократность насилия (регулярные издевательства);
  • Острая эмоциональная реакция жертвы (агрессор только и добивается слез, истерик, криков и прочей реакции жертвы).

Если классифицировать участников буллинга, то существуют такие группы участвующих: агрессор, преследователь, инициатор травли, зачинщик, жертва и наблюдатели.

Ответственные взрослые:

Сразу надо оговориться – ответственные не за то, что буллинг имел место быть, а за то, чтобы заметить, что он начался, и предпринять совместные действия по защите жертвы буллинга.

Снижение аппетита или постоянное переедание;

Дальше опишем тревожные звоночки, которые могут свидетельствовать о том, что ребенок – жертва насилия. Ими могут руководствоваться как родители, так и учителя.

  1. Ребёнок не хочет или отказывается идти в школу;
  2. Сонливость;
  3. Резкие смены настроения;
  4. Отказ от общения с другими детьми;
  5. Повышенная тревожность;
  6. Появление беспричинной температуры, рвоты, ОРВИ, ангины и других соматических нарушений, которые проходят сразу же после того, как ребёнку разрешается остаться дома;
  7. Появление страхов (монстров, смерти, высоты и так далее);
  8. Невротические проявления (грызёт ногти, выдёргивает ресницы, обдирает кожу и др.).

Если вы заметили подобные симптомы, это повод присмотреться к ребёнку и выяснить его трудности и проблемы.

Как поступить учителю

Действия учителя можно условно расписать таким алгоритмом:

  1. Работайте в команде. Если Вы заметили, что кто-то из учеников подвергается насилию, дайте знать об этом школьному психологу и социальному педагогу, администрации школы, конфликтной комиссии. Вместе решить проблему будет легче и оперативнее.
  2. Сообщите о проблеме родителям с обеих сторон конфликта. Здесь важно, чтобы беседы со сторонами конфликта проводились отдельно и конфиденциально, никого не обвиняя, а только высказывая опасения, касательно сложившейся ситуации.
  3. Сформулируйте правила взаимодействия для родителей. Коммуникация между родителями должна проходить только опосредовано, через педагога, а на совместных встречах должен обязательно присутствовать член администрации или психолог. Кроме того, донесите до родителей, чтобы они не общались с чужими детьми – участниками конфликта. Это только усугубит ситуацию.
  4. Решайте вопрос с каждым ребенком отдельно. В первую очередь, поговорите с тем ребенком, который подвергается травле. Важно, чтобы беседы проходили без лишней огласки толпы детей и взрослых. Если ребенок Вам не доверяет, то лучше пригласить другого значимого для него взрослого, вашего коллегу. Пригласите к диалогу других ребят и задайте им следующие вопросы:
  • точно ли был факт травли;
  • какие действия совершались во время травли;
  • каковы причины травли;
  • какова мотивация каждого из участников травли;
  • какую роль в травле играл каждый из участников.
  1. Всегда действуйте в рамках закона. Если в конфликте был нарушен закон, о сообщите об этом в комиссию по делам несовершеннолетних или участковому, закрепленному за вашим участком. Если не дать понять буллеру, что за его действия может наступить ответственность, он может воспринять это как слабость.

Что делать НЕ нужно. В конфликтных ситуациях важно знать не только то как поступить, но и чего допускать категорически не стоит, например, не принимайте ту или иную сторону конфликта и старайтесь отказаться от излишнего морализаторства.

Профилактика буллинга в школе

Легче предотвратить конфликт, чем решать то, что уже взорвалось. Поэтому используйте превентивные меры, которые позволят в зачатке выявить и искоренить возможную проблему.

  1. Реагируйте на любые агрессивные проявления в вашем классе. Не оставляйте без внимания ни одного агрессивного проявления в сторону любого ребенка.
  1. Создавайте как можно больше возможностей для работы в микрогруппах. Так ребята более близко могут пообщаться друг с другом и понять другого.
  1. Интересуйтесь проявлениями ваших учеников. Чем они увлекаются, какие у них интересы, возможные трудности по областям и др.
  2. Ведите внеклассную деятельность. Это также способно сблизить и подружить школьников.
  3. Работайте вместе со школьным психологом. Регулярно проводите тренинги и социометрию, это поможет мгновенно отреагировать на возникший конфликт.
  4. Выделяйте сильные стороны КАЖДОГО ученика. Таким образом, одноклассники поймут, что каждый хорош в своем деле, у всех есть слабые и сильные стороны.

В завершении хотелось бы сказать, что педагогу необходимо помнить, что каждый ребенок может совершить плохой поступок, главное реагировать на это без лишней эмоциональности и с позиции заботы и любви о детях с обеих сторон. Для этого каждому ребенку важно понимать, что он не одинок и его ценят.

Буллинг в школах | как поступить учителю, изображение №5

Похожие записи